Тёплая история про Астраханский камин

Текст: Галина Белолипская

Фото: Ева Макейченко

Каких только открытий не принесло наше небольшое исследование. Мы обнаружили камины, украшенные фигурами ангелов и купидонов, с ликами младенцев-наследников, с позолотой и серебром, пряничными изразцами, карнавалом и маскаронами, флейтами и свирелями. Рождественское чудо уже в том, что они сохранились до наших дней и отнюдь не в музейных залах и художественных салонах, а в домах старой купеческой Астрахани.
В советский и постсоветский периоды камины, как предметы прежней роскоши и богатства вкуса, приветствовались далеко не всеми горожанами, потому что они мешали, захватывали часть жилищного пространства или же порой просто раздражали своим совершенством и несовременной эстетикой. В лучшем случае они были проданы за большие деньги и исчезли навсегда, растворясь во времени и пространстве. А некоторые и вовсе были разбиты «искателями кладов».
Сохранившиеся же камины в новую эпоху попали как иноземные гости. В условиях уплотнения и коммунального хозяйства их благородство и аристократизм ничего не значили. Камины не вписывались ни в один советский интерьер, были экзотикой как среди печек и буржуек, так и в соседстве с центральной отопительной системой и постепенно превратились в ненужную прелесть старинного времени. Однако некоторые камины дошли до сегодняшнего дня в полном рабочем состоянии.
1. Камины в доме Губина.
Кроме своего прямого назначения – обогревать дом и сохранять в нём тепло, камин ещё и украшал его. Как, к примеру, в знаменитом доме Губина, где сохранились два камина. Оба отделаны узорной плиткой, имитирующей малахит. Но различаются они сюжетами и маскаронами, украшающими каминный портал. Один из них расположен в зале, где, вполне вероятно, проводились литературные и музыкальные вечера (фото 1.1). На каминном портале видны изображения музыкальных инструментов и маскарон. С обеих сторон камина расположились мифические герои: один из них женский образ, который соответствует образу хранительницы очага, а с другой стороны – мужской образ, который символизирует огонь (фото 1.3). У древних греков существовало много ритуалов, связанных с огненной стихией. Считалось, что дым от пламени возносится к богам. Возможно, не случайно в центре каминного портала – рельефное полотно, изображающее древнегреческих богов. Это говорит о том, что камин играл сакральную роль в жизни хозяев: оберегал от злых духов и поддерживал «духовную теплоту» в доме.
Другому камину (фото 1.2) также посвящено отдельное помещение в доме – каминный зал. По сохранившейся лепнине и барельефам на потолке можно предположить, что зал оформлялся в средневековом стиле. Его эстетику подчеркивают изображения военных доспехов, охотничьих снастей, оружия и других атрибутов средневековой знатной усадьбы. Верх камина венчает детский лик (фото 1.4). Кстати, образ младенца украшает и фасад дома Губина: по легенде, на нём изображен сын астраханского купца. По обе стороны каминного медальона «распластались» скульптуры рыб. По фактуре они напоминают сомов и имеют длинные хвосты, на которых кольцом лежат маленькие сомята. В данном случае рыба выступает как символ плодовитости знатного купеческого дома Астрахани.
К слову сказать, в этот дом изучать каминное дело приезжали мастера из Санкт-Петербурга. По словам очевидцев, они комментировали, что ничего подобного в Северной столице не сохранилось. И это при том, что знаменитые дворцы в Петербурге и Петергофе украшены прекрасными каминами!
Камины в Астрахани сохранились разных культурных эпох, стилей и направлений.
2. Камины в классическом стиле
«Классический стиль». Модели такого стиля среди астраханских каминов встречаются наиболее часто. Стиль определяется наличием П-образного портала и в подавляющем большинстве случаев открытой топкой. Для каминных порталов классического стиля характерно применение мрамора или другого натурального камня, изредка чугуна или даже дерева (фото 2).
3. Кантри (слева) и изразцовый стиль (справа)
«Кантри». Это порталы малых и средних размеров Д-образной формы. Выполняются в пристенном или угловом исполнении. В Астрахани встречаются крайне редко (на фото 3 слева).
«Изразцовый стиль». Название своё получил от используемого материала – изразцов – керамических (глиняных) плиток специальной коробчатой формы, разновидности кафеля, предназначенной для облицовки стен, печей, каминов. В Астрахани примеров изразцового каминного стиля сохранилось немного. Вот один из них (на фото 3 справа).
4. Скульптуры младенцев на камине
Он несет черты барокко с его показной роскошью. Именно этим продиктовано оформление камина, дополненное небольшими скульптурными изваяниями младенцев – мальчика и девочки (фото 4).
5. Модернизм
«Модернизм». Этому стилю свойственен минимализм. Формы порталов этих каминов завораживают и удивляют смелостью решений (фото 5). Модернизм – также редкое явление в «каминной» истории.
6. Каминный экран
В XIX веке для защиты деревянного пола комнаты от горящих углей стали устанавливать каминные экраны, или специальные сетки, через которые был виден огонь. Это располагало мастеров к разнообразным художественным импровизациям. В астраханских каминах на чугунной решётке часто встречается фигура ангела-мальчика, играющего на дудочке (фото 6, 7).
7. Каминный экран
Путти (итал. putti, множественное число от putto, буквально – младенец), изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), – излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения (а также XVII-XVIII вв.). Эти фигурки совмещают в себе черты античных эротов и христианских ангелов. Особым элементом каминного искусства является также поддон для углей, который в найденных астраханских каминах обычно оформлялся в виде Жар-птицы (фото 7) и выполнялся из чугунного материала.
Журнал "Дорогая Астрахань" №№ 5-6 (35-36) 2013
Еще больше историй и фотографий Астрахани в телеграм-канале dvorast
Made on
Tilda